Что происходит на картине Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»?

Современники называли полотно «торжеством современного искусства», а знаменитый коллекционер Павел Третьяков купил ее за огромные по тем временам десять тысяч рублей.

По легенде, Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение» обнаружил 8 сентября 1295 года в корнях дерева охотник. Стоило ему взять ее в руки, как из этого места забил источник. Позже здесь, в предместье Курска, построили монастырь – Курскую-Коренную пустынь. Считалось, что святой образ защищает от бед. 

Третьяковская галерея
Третьяковская галерея

В конце XVI века икону по приказу царя Федора Иоанновича увезли в Москву и вернули обратно в 1618-м, разместив в специально построенном для нее Знаменском монастыре в самом Курске. Тогда же состоялся и первый крестный ход.

С тех пор ежегодно на девятую неделю после Пасхи икону переносили из кафедрального Знаменского собора в Коренную пустынь, а в сентябре возвращали на прежнее место. Эти крестные ходы, во время которых верующие преодолевали путь в 30 километров, считались самыми масштабными в России и собирали до 60 тысяч человек. 

Стереоскопическая картина

Первоначальный эскиз картины «Крестный ход в Курской губернии» появился в 1877-м, но прошло несколько лет, прежде чем Илья Репин ее закончил. Он работал над ней в Москве, Абрамцеве, Хотькове, а летом 1881-го побывал и в Коренной пустыни.

Русский музей
Русский музей

Художник Иван Крамской, узнав о задумке художника, его всячески поддержал, сказав, что Репин напал на золотоносную жилу. «Крестный ход» он заканчивал в 1883-м в Петербурге и сразу же представил ее на очередной выставке передвижников. 

Третьяковская галерея
Третьяковская галерея

Публика, оказавшись перед картиной, испытывала легкое головокружение: возникало ощущение, будто многолюдная толпа движется прямо на них, и этой процессии нет конца, ее скрывает желтая дорожная пыль. На ней больше семидесяти персонажей. Во главе процессии – крестьяне, несущие фонарь, накрытый куполом с пестрыми лентами. Следом за ними две женщины бережно несут киот от почитаемой иконы. Сама святыня, сияющая на солнце, в руках упитанной помещицы. А за ней – настоящее людское море. 

Третьяковская галерея
Третьяковская галерея

Паломников охраняют полицейские и специальные выборные: вот урядник замахнулся нагайкой на кого-то не в меру ретивого. Конные теснят и бедняков, которые следуют слева от процессии. 

Третьяковская галерея
Третьяковская галерея

Писатель Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал, что так объемно изобразить множество героев, каждого со своим характером, «из самой гущи народной», как это сделал Репин, мог лишь Лев Толстой. «Все это множество походок, бород, животов и низкие лбы, и хоругви, и нагайки, и потные волосы — все это так естественно склеилось и переплелось в одну массу, как нигде ни в какой картине. …  Если смотреть на всю эту процессию десять минут, стереоскопичность ее дойдет до иллюзии и задний план ее отодвинется далеко в глубину, по крайней мере на четверть версты».

Торжество искусства 

Как и в случае со знаменитыми «Бурлаками на Волге», новая картина Репина никого не оставила равнодушным. Одни восторженно говорили, что это торжество современного искусства, называя картину «живым куском народной веры». Другие упрекали художника в предвзятости. Писали, что на картине отразилось как величие России, так и ее «будничное безобразие». 

Третьяковская галерея
Третьяковская галерея

Коллекционер Павел Третьяков сразу же купил картину за десять тысяч рублей и поместил ее в Третьяковскую галерею. Там она находится и сейчас. 

<